Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Обучение детей с ОВЗ:
Положение о домашнем обучении
Постановление 26 САНПиН
Приказ 752
Учебный план для обучающихся на дому
Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:
- Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
- Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
- Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
- Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
- Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
- Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Организационное обеспечение
Создание специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, администрацией школы ведется работа по разработке соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей, приведены в соответствие должностные инструкции ответственных по инклюзивному образованию.
Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ в учебной и во внеурочной деятельности, в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Функционирует обновлённый официальный сайт школы, где размещена необходимая информация для участников образовательного процесса.
Нормативные документы
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 
Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" 
Конвенция о правах инвалидов 
Постановление Правительства Рязанской области от 30.10.2013 № 343 "Об утверждении государственной программы Рязанской области "Социальная защита и поддержка населения на 2014 - 2020 годы" 
Приказ от 21.10.2015 № 750/пр " Об утверждении изменений №1 к СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
Свод правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.04.2012 № 30-7
Постановление правительства РФ от 01.12.2015 №1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" 
Приказ "Об организации работы по подготовке к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2016-2017" 
Приказ "О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничеснными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" 
Психолого - педагогическое сопровождение
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ призваны осуществлять классные руководители, учителя-предметники. Организация сопровождения включает в себя выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия. В системе работы следующие формы:
- проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
- проведение малых педагогических советов, административных советов;
- ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
- посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
- разработка методических рекомендаций учителю;
- диагностика, коррекция, профилактика;
- обследование школьников по запросу родителей.
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
•создание в МОУ "Ново-Деревенская ООШ" специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
•социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
•реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Ожидаемые результаты:
•позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
•обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Программа «Доступная среда» в МОУ "Ново-Деревенская ООШ" направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
«Доступная среда» обеспечивает:
•выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
•осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
•даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
•обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Основные задачи программы «Доступная среда»:
1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ.
1.Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
2.Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
3.Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
1.Сориентировать коллектив МОУ "Ново-Деревенская ООШ" на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
2.Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
3.Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МОУ "Ново-Деревенская ООШ" для детей с ОВЗ.
Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:
•развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;
•реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся.
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
ПАМЯТКА "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ"
1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.
|